Поиск по этому блогу

четверг, 8 апреля 2010 г.


Вот и завершается неожиданно снежная и морозная зима. Весеннее солнце, извлекшее из под снега кучи мусора, ужасные ямы на дорогах и перспектива затоплений, заставляют побыстрее забыть о холоде, следовательно, через пару недель о проблемах теплоэнергетики большинство политиков вообще говорить перестанут. В то же время, многолетний популизм различных украинских правительств и отсутствие видения стратегического развития теплоэнергетической отрасли хотя бы на ближайшие 10 лет, в конце концов, может привести к коллапсу этой сферы жизнеобеспечения.

Необходима комплексная программа развития теплоэнергетики, включающая в себя вопросы формирования тарифов с четко прописанным дотационным механизмом и схемой привлечения инвестиций для модернизации предприятий. Пока же, известны лишь несколько разрозненных законопроектов, которые в будущем окажут свое влияние на развитие рынка, но четкого плана действий до сих пор, ни у кого нет. В частности, существует программа реформирования теплоэнергетики до 2015 года, согласно которой правительство планирует привлечь в отрасль 50-60 млрд. грн. инвестиций - при этом государственное участие оценивается в 21 млрд. грн. Подготовлен законопроект об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности. В нем прописаны условия для привлечения частного капитала на предприятия отрасли, определены сроки и объемы финансирования проектов, гарантии защиты инвестиций.

Сейчас уже речь об энергоэффективности теплопроизводителей и экологичности производства практически не идет - устаревшие фонды давно требуют срочной модернизации, которая позволила бы значительным образом сократить потребление дорогостоящего российского газа. У государства или у местных громад на это денег нет. Привлечение инвестиционного капитала в сферу коммунальной теплоэнергетики возможно через стимулирующие механизмы энергосбережения и энергоэфективности. Например, прибыль, полученная в Украине, отечественным инвестором, может быть освобождена от налога на прибыль, при условии её вложения в энергосберегающий проект. Нет стимулов - нет энергосбережения, следовательно падает конкурентность, растет себестоимость, исчезает прибыль. В отсутствие свободной конкуренции, частные инвестиции в теплоснабжение возможны только при условии учета в тарифах прибыльности капитала.

По данным министерства ЖКХ прошлый год отрасль закончила с убытками 1,9 млрд. грн, а на сегодня, долги предприятий тепловой энергетики превышают 7 млрд. грн. Ранее действовало постановление правительства №193 от 5 марта 2009г., которое регулировало выплату субвенций на покрытие разницы между тарифами на тепло и себестоимостью его производства. В 2009 году на эти цели было заложено 2,5 млрд. грн. Предприятия теплоэнергетики получили субвенцию по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая была направлена исключительно на погашение задолженности за природный газ. В предыдущем проекте бюджета на 2010 год денег на эти цели не предусматривали. Вряд ли новое правительство в своем проекте бюджета найдет возможности компенсации разницы в тарифах. Поэтому, несмотря на то, что ряд предприятий теплоэнергетики успешно выполняли производственную программу 2009 года и предоставили качественные услуги потребителям, в 2010 году и у них может наступить коллапс. Отсутствие государственных субвенций на фоне повышения цен на природный газ в 2010 году приведет к невозможности расчетов за потребленные энергоносители в полном объеме. Следствием этого может быть полная остановка предприятий теплоэнергетики, что нанесет непоправимый удар по энергетической безопасности Украины. Сергей Тигипко заявил о том, что правительство будет инициировать повышение тарифов на газ и жилищно-коммунальные услуги для населения.

Профильное министерство ЖКХ намерено не допустить этого. То есть, на сегодня единой позиции у власти нет, следовательно, решения по улучшению положения, в котором оказалась отрасль, будут приниматься ситуативно. А ситуация действительно достаточно сложная. Учитывая, что топливная составляющая в структуре тарифа на тепло составляет не менее 80-90%, средние тарифы на рынке тепла 2010 году могут вырасти в 2-2,5 раза. Поэтому на государственном уровне должна быть программа социальной защиты населения, которая срабатывала бы на опережение росту цен на жилищно-коммунальные услуги.

Многие предприятия тепловой энергетики на грани банкротства и местные власти, для того, чтобы решить проблемы вынуждены будут пойти на повышение тарифов. У населения средств на оплату новых тарифов не будет. Поэтому главная задача нового правительства - выйти хотя бы на нулевой уровень рентабельности предприятий теплоэнергетической отрасли и при этом удержать рост тарифов на коммунальные услуги для населения. Для этого государство должно покрывать разницу в тарифах за счет субвенций из госбюджета. Экономически обоснованное увеличение тарифа также можно компенсировать путем адресных дотаций малообеспеченным слоям населения.

Существующая система ценообразования в теплоэнергетике, основанная на затратных принципах формирования тарифов, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат. Зачем вкладывать значительные средства в снижение затрат, если это повлечет уменьшение тарифа и снижение прибыли? Кроме того, не существует полной ясности в вопросе разграничения полномочий при определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Так, перед утверждением (согласованием) конечных тарифов на услуги теплоснабжения необходимо в течение 10 дней пройти экспертизу проекта расчета полной себестоимости затрат субъекта хозяйственной деятельности в Управлении контроля за ценами (подчинено Министерству экономики). И только после этого орган местного самоуправления может рассмотреть расчет проекта тарифа на тепловую энергию (централизованное отопление и горячее водоснабжение) и опубликовать его проект для общественных обсуждений. Срок согласования и утверждения тарифов на тепловую энергию не менее двух месяцев. Таким образом, если повышение цен на природный газ в 2010 году будет происходить ежеквартально, инертность формального механизма пересмотра тарифов сведет на нет все «старания» производителей тепловой энергии и желание органов местного самоуправления, согласовать конечный тариф для потребителей на уровне экономически обоснованных затрат. Вследствие несбалансированности государственной политики в сфере тарифообразования темпы роста цен на природный газ будут значительно опережать темпы роста конечных тарифов на тепловую энергию. Кто будет платить за убытки предприятий в этот двухмесячный период согласований?

Местные советы наделены правом устанавливать тарифы, поэтому все коммунальные тарифы крайне политизированы. Ведь если местная власть будет действовать исходя из здравого смысла и экономических расчетов, а не с точки зрения политической целесообразности, электорат может ее просто не переизбрать. Поэтому сегодняшние немногочисленные инвесторы, представленные в сфере ЖКХ, говорят о необходимости изменить существующую систему утверждения тарифов и частично лишить местные советы права влиять на их формирование. Отсутствие на государственном уровне центрального органа в сфере теплоснабжения и искусственное занижение действующих тарифов через «задабривание» населения не обеспечивает финансовое покрытие затрат предприятий коммунальной теплоэнергетики и отпугивает инвесторов.

Вообще говоря, не принципиально, кто регулирует тариф – государство, местные власти или они вместе. Главное - эта система должна быть свободна от политики и популизма, а проблема оплаты за коммунальные услуги должна решаться не субсидированием тарифа, а помощью каждой конкретной семье, которая не в состоянии платить за коммунальные услуги – ведь нельзя создать коммунизм в отдельно взятом секторе экономики.

Президент Международной гуманитарной академии,
к.полит.н., Михаил ГАЗИЗОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий